Напомню, как утверждают российские и зарубежные СМИ со ссылкой на авторитеты всех уровней, с 2035 года в «недружественном» ЕС прекращается выпуск автомобилей с ДВС. Но – моторные производства? Их просто закроют, все наработки – «в корзину», оборудование – на металлолом, специалистов всех уровней – на свободный рынок труда? Схожая ситуация и за океаном, разве что там с оптимизмом смотрят на Мексику, Уругвай, Аргентину, равно как и прочие страны в качестве рынка сбыта автомобилей с ДВС. Остается Китай. Думается, сегодня это партнер, заслуживающий внимания. Как с учетом роста продаж китайской автотехники, роста её дилерской сети, так и ряда успешных примеров локализации: это Соллерс, Автотор, АМТ N.V. PR-проекты чисто популистского характера вроде пресловутого «Москвича» мы не рассматриваем, хотя они тоже есть. Вместе с тем что следует учитывать?
■ Моторостроение. В Поднебесной давно и успешно работают как собственные марки, так и СП всемирно признанных флагманов отрасли вроде Cummins. По техническому уровню и качеству выпускаемой продукции моторы местных производителей, например Weichai Power Co., Ltd (начало производства дизелей – 1948 год, первый собственной разработки – модель «6108», 1953 год), мало уступают европейским и американским. Разве что в официальных пресс-релизах на официальном сайте этой компании меньше красивых слов о борьбе за «экологию».
■ Несколько цифр из «The Commanding Heights of Global Transportation» («Командные высоты глобального транспорта»), подготовленного Фондом энергетической безопасности Америки (SAFE, US) пару лет назад. Китай – это 59% лития, переработанного и пригодного для использования в АКБ, в этой же категории: 65% никеля, 82% кобальта, 93% марганца, 100% графита. Порядка 73% накопителей, используемых для электротранспорта, – КНР. Впрочем, последняя цифра – это как считать. Например, одним из основных поставщиков элементов «18650», из которых собираются модули, используемые в пакетах электромобилей Tesla, является Panasonic (Panasonic Holdings Corporation – Кадома, Осака, Япония). Угадаете с одного раза, где именно находятся предприятия, их производящие?
■ Немного официальной статистики от China Association of Automobile Manufacturers. За первое полугодие 2023 года в Поднебесной было произведено 13,248 млн автомобилей всех типов и классов, прирост к АППГ – 9,3%. За этот же период было произведено 3,788 млн автомобилей с новыми типами силовых установок (NEVs – гибриды, подключаемые гибриды, электромобили аккумуляторные, электромобили на водородных топливных элементах), здесь прирост к АППГ – 42,4%. Таким образом, пока доля NEVs-техники в общем объеме производства в Поднебесной составляет 28,6%. Но следует учитывать, что из 3,788 млн автомобилей с новыми типами силовых установок лишь 178 тысяч – это коммерческие: грузовики (без LCV – без малотоннажников) и автобусы (без особо малых). Причем в категории коммерческих доля NEVs техники составляет 9% от общего объема производства, а прирост к АППГ – 16,9%. Это при том что реальная загрузка действующих производств не превышает 70%, а в ближайшие пару лет ожидается увеличение производственных мощностей во всех сегментах примерно в два-три раза. Заводы уже строятся, да и один упомянутый выше Xiaomi Corp. с зашкаливающими амбициями чего стоит.
Завершая мысль «поискать объезд»... Все дело в том, что перед моторостроителями, в том числе из Поднебесной, в ближайшие 10 лет встанет проблема не столько падения продаж ДВС, сколь полного закрытия предприятий со всеми вытекающими. И на свободном рынке окажутся не просто моторы, но и все разработки, равно как и оборудование, а также и поставщики компонентов. Так, может, нам пока не стоит особенно углубляться в тему максимальной технологической независимости в производстве именно ДВС? Кстати, в отечественной истории нечто похожее уже было: историю создания семейства ЯМЗ-650, думается, ещё не все забыли.