Согласно исследованию Международного совета по экологически чистому транспорту (ICCT) к 2030 году в масштабах всего ЕС потребуется не менее 5300 мегаваттных точек зарядки чтобы обеспечивать работу растущего парка электрогрузовиков. Особенно - магистральных! Альтернатива с ними понятна: долгие простои на зарядных станциях, особенно - во время рейса...
Таким образом по расчетам ICCT к 2030 году ЕС потребуется от 22 до 28 ГВт мощности только для грузовых электромобилей. Это эквивалентно потреблению примерно порядка 150 - 175 тысяч частных или 60 - 80 тысяч общественных зарядных станций. И это притом что мегаваттные зарядки даже в перспективе обеспечат лишь около 15% необходимой для всего электротранспорта энергии. И они будут составлять лишь около двух процентов от общего числа частных и общественных пунктов зарядки.
«Исследование показывает, что большая часть зарядки накопителей будет происходить на грузовых терминалах и в местах стоянок для отдыха. Но хотя и там мегаваттные зарядные устройства имеют решающее значение, их количество пока ограничено», - объясняет доктор Хусейн Басма (Hussein Basma), ведущий исследователь ICCT. «Важным выводом является то, что более половины потребностей населения в быстрой зарядке по-прежнему могут быть удовлетворены с помощью зарядных устройств мощностью до 350 кВт, которые более экономичны и просты в установке», - добавляет доктор Фелипе Родригес (Felipe Rodríguez), директор ICCT по грузовым автомобилям большой грузоподъемности. «Эти цифры мы заложили основу для планирования в промышленности и политике. Задача заключается не только в масштабировании, но и в размещении зарядных устройств там, где они больше всего нужны, как во времени, так и в пространстве».
Авторы исследования предлагают варианты политики для ускорения создания инфраструктуры зарядки – например, упрощение процессов утверждения, расширение прав и возможностей операторов для привлечения инвестиций...
Тем не менее, в связи с развитием отрасли производства аккумуляторных батарей ICCT ожидает, что в будущем накопители для грузовиков будут иметь бòльшую емкость, что может снизить зависимость от мегаваттных зарядных устройств и потенциально - спрос на них примерно на 40%...
=====
Наш комментарий (и вопросы):
■ Первый. Упомянутое в перспективе снижение спроса (примерно на 40%) на мегаваттные зарядные станции по мере развития производства накопителей разве не отпугнет нынешних потенциальных инвесторов?
■ Второй. Авторами исследования учтена ли набирающая популярность альтернативная технология, когда время зарядки накопителей не столь важно?
Поясним:
■■ Индийская компания Blue Energy Motors недавно представила крупнотоннажный электрогрузовик с технологией быстрой замены аккумуляторных блоков. Ее суть: автоматизированная замена разряженных тяговых накопителей на полностью заряженные. Необходимое время: не более 5 минут. Компания также внедряет модель «Energy-as-a-Service» («Энергия как услуга»), при которой перевозчики не покупают батарею, а оплачивают только ее аренду и потребленную энергию. Такой подход снижает стоимость владения грузовиком и снимает с владельцев техники риски, связанные с обслуживанием аккумуляторов.
■■ Кстати, индусы с данной технологией не одиноки. Например, в этом направлении работает и ТВЭЛ (топливный дивизион госкорпорации «Росатом»). Как писал недавно сайт РБК: «Технология Battery Swap предусматривает, что станции обеспечивают не зарядку, а именно физическую замену блока аккумуляторов, что сокращает время обслуживания до 2–4 минут. <...> Это актуально для коммерческого транспорта, где для того, чтобы экономика владения сложилась, важна «каждая минута». В компании уточнили, что разрабатывают автоматизированные станции, которые позволят менять батареи без участия водителя» (конец цитаты).
Разве что... Технология Battery Swap и ее зарубежные аналоги по идее лучше всего сможет применяться при расположении блоков тяговых накопителей с наружной стороны лонжеронов в базе. Это, например, электрогрузовик производства АЗ «Урал»: его компоновочную схему мы публикуем. Есть и зарубежные машины с такой же компоновкой: например, MB eActros, Scania EREV, Volvo Aero и другие... Впрочем... У седельного тягача Yutong T680E накопители расположены между лонжеронами, а их быстрая замена (не более 4 минут по данным производителя) выполняется на специальном подъемнике...
Таким образом по расчетам ICCT к 2030 году ЕС потребуется от 22 до 28 ГВт мощности только для грузовых электромобилей. Это эквивалентно потреблению примерно порядка 150 - 175 тысяч частных или 60 - 80 тысяч общественных зарядных станций. И это притом что мегаваттные зарядки даже в перспективе обеспечат лишь около 15% необходимой для всего электротранспорта энергии. И они будут составлять лишь около двух процентов от общего числа частных и общественных пунктов зарядки.
«Исследование показывает, что большая часть зарядки накопителей будет происходить на грузовых терминалах и в местах стоянок для отдыха. Но хотя и там мегаваттные зарядные устройства имеют решающее значение, их количество пока ограничено», - объясняет доктор Хусейн Басма (Hussein Basma), ведущий исследователь ICCT. «Важным выводом является то, что более половины потребностей населения в быстрой зарядке по-прежнему могут быть удовлетворены с помощью зарядных устройств мощностью до 350 кВт, которые более экономичны и просты в установке», - добавляет доктор Фелипе Родригес (Felipe Rodríguez), директор ICCT по грузовым автомобилям большой грузоподъемности. «Эти цифры мы заложили основу для планирования в промышленности и политике. Задача заключается не только в масштабировании, но и в размещении зарядных устройств там, где они больше всего нужны, как во времени, так и в пространстве».
Авторы исследования предлагают варианты политики для ускорения создания инфраструктуры зарядки – например, упрощение процессов утверждения, расширение прав и возможностей операторов для привлечения инвестиций...
Тем не менее, в связи с развитием отрасли производства аккумуляторных батарей ICCT ожидает, что в будущем накопители для грузовиков будут иметь бòльшую емкость, что может снизить зависимость от мегаваттных зарядных устройств и потенциально - спрос на них примерно на 40%...
=====
Наш комментарий (и вопросы):
■ Первый. Упомянутое в перспективе снижение спроса (примерно на 40%) на мегаваттные зарядные станции по мере развития производства накопителей разве не отпугнет нынешних потенциальных инвесторов?
■ Второй. Авторами исследования учтена ли набирающая популярность альтернативная технология, когда время зарядки накопителей не столь важно?
Поясним:
■■ Индийская компания Blue Energy Motors недавно представила крупнотоннажный электрогрузовик с технологией быстрой замены аккумуляторных блоков. Ее суть: автоматизированная замена разряженных тяговых накопителей на полностью заряженные. Необходимое время: не более 5 минут. Компания также внедряет модель «Energy-as-a-Service» («Энергия как услуга»), при которой перевозчики не покупают батарею, а оплачивают только ее аренду и потребленную энергию. Такой подход снижает стоимость владения грузовиком и снимает с владельцев техники риски, связанные с обслуживанием аккумуляторов.
■■ Кстати, индусы с данной технологией не одиноки. Например, в этом направлении работает и ТВЭЛ (топливный дивизион госкорпорации «Росатом»). Как писал недавно сайт РБК: «Технология Battery Swap предусматривает, что станции обеспечивают не зарядку, а именно физическую замену блока аккумуляторов, что сокращает время обслуживания до 2–4 минут. <...> Это актуально для коммерческого транспорта, где для того, чтобы экономика владения сложилась, важна «каждая минута». В компании уточнили, что разрабатывают автоматизированные станции, которые позволят менять батареи без участия водителя» (конец цитаты).
Разве что... Технология Battery Swap и ее зарубежные аналоги по идее лучше всего сможет применяться при расположении блоков тяговых накопителей с наружной стороны лонжеронов в базе. Это, например, электрогрузовик производства АЗ «Урал»: его компоновочную схему мы публикуем. Есть и зарубежные машины с такой же компоновкой: например, MB eActros, Scania EREV, Volvo Aero и другие... Впрочем... У седельного тягача Yutong T680E накопители расположены между лонжеронами, а их быстрая замена (не более 4 минут по данным производителя) выполняется на специальном подъемнике...