В Германии пять грузовиков Mercedes-Benz GenH2 в рамках опытной эксплуатации в транспортных подразделениях компаний Air Products, Amazon, Holcim, INEOS Inovyn и Wiedmann & Winz с июля 2024 года (за 14 месяцев!) в сумме действительно преодолели 225 тысяч км.
Расстояние примерно равно годовому пробегу двух обычных магистральных автопоездов за 14 месяцев на международных маршрутах, что без сомнения говорит о «напряженной» эксплуатации, но не будем придираться, хотя коэффициент технической готовности и коэффициент выхода на линию испытуемых интересно было бы узнать...
Для прохождения такого же расстояния дизельному грузовику с полной массой автопоезда 25,6 тонн (так в релизе - ред.) пришлось бы заправить около 58 000 литров дизельного топлива, выбросив около 154 тонн CO2 (это не наша опечатка - так в релизе: из 58 тонн ДТ якобы получается 154 тонны CO2 - ред.).
По данным официального релиза Daimler Truck средний расход водорода грузовиками на топливных элементах составил от 5,6 кг/100 км до 8 кг/100 км в зависимости от варианта использования при средней полной массе автомобиля от 16 до 34 тонн. Было осуществлено 285 дозаправок общим объемом около 15 тонн жидкого водорода (стандарт sLH2) в Вёрте-на-Рейне (Южная Германия) и Дуйсбурге (Западная Германия).
Машины очень понравились потенциальным клиентам, в том числе благодаря большому запасу хода на одной заправке (1000 км и более) и короткому времени дозаправки (10–15 минут). За скобками новости оставим информацию, что конкурент Daimler Truck из Баварии уже примерно достиг таких же результатов на электотягаче с использованием мегаваттной технологии зарядки, но не будем спорить...
Водители также высоко оценили динамику, плавный и комфортный ход и низкий уровень шума - все преимущества, которые Mercedes-Benz GenH2 Truck может показать как электромобиль, использующий водород в качестве источника энергии, с топливными элементами мощностью 300 кВт и аккумулятором емкостью 70 кВт⋅ч для пиковых нагрузок.
В целом, отзывы клиентов подчеркивают надежность работы и практичность грузовиков с водородными топливными элементами. Со своей стороны Daimler Truck уже начал разработку грузовиков на топливных элементах следующего поколения. Планируется собрать 100 таких грузовиков в рамках мелкосерийного производства и поставить различным заказчикам в конце 2026 и 2027 годах.
Однако строительство водородных заправочных станций идёт гораздо медленнее, чем ожидалось. В результате клиенты не смогут массово эксплуатировать водородные грузовики в ближайшие пару лет (так в релизе - ред.). Поэтому масштабная индустриализация топливных элементов и серийное производство грузовиков на водородном топливе с упором на Европу запланированы лишь на начало 2030-х годов.
Наш комментарий:
■ Цитата из релиза: «Серьёзной проблемой на пути к серийному производству грузовиков на топливных элементах остаётся отсутствие разветвлённой сети водородных заправочных станций, особенно для жидкого водорода. К 2030 году необходимо расширить сеть водородных заправочных станций по всей Европе до 2000, чтобы обеспечить массовое внедрение грузовиков на топливных элементах». Пока же, судя по Google-картам в Германии лишь полтора десятка водородных заправочных станций, на сколько из них может заехать автопоезд без расцепки источник не уточняет. Мы публикуем карту работы Mercedes-Benz GenH2 в рамках опытной эксплуатации и обратите внимание - по сути грузовики работали между двумя заправками...
■ Глобальной проблемой на самом деле является производство водорода. Действительно сегодня известны четыре базовых технологии, но только «зеленый водород», произведенный с использованием возобновляемых источников электроэнергии считается экологически чистым... В иных случаях, например, при переработке природного газа, имеют место быть вредные выбросы, в т.ч. это углекислый газ. Вопрос где в Европе найти место для множества новых гелио- и ветровых электростанций для нас остается открытым...
■ Для производства водорода нужная пресная деминерализованная вода. А по данным ООН, глобальная водная нагрузка - то есть доля воды, изымаемой для промышленного, сельскохозяйственного или бытового использования относительно имеющихся ресурсов - в 2020 году составляла 28,2%. И уже в 2022 году 2,4 миллиарда жителей Земли (30%) проживали в районах, подверженных экстремальному водному стрессу. Даже европейские государства, такие как Португалия, Испания и Италия, тоже находятся под упомянутым, причем по прогнозам ситуация в Испании к 2050 году значительно ухудшится. Для Франции и Польши эксперты прогнозируют средний или высокий уровень водного стресса: там уже сегодня используется более 40% доступных водных ресурсов...
Расстояние примерно равно годовому пробегу двух обычных магистральных автопоездов за 14 месяцев на международных маршрутах, что без сомнения говорит о «напряженной» эксплуатации, но не будем придираться, хотя коэффициент технической готовности и коэффициент выхода на линию испытуемых интересно было бы узнать...
Для прохождения такого же расстояния дизельному грузовику с полной массой автопоезда 25,6 тонн (так в релизе - ред.) пришлось бы заправить около 58 000 литров дизельного топлива, выбросив около 154 тонн CO2 (это не наша опечатка - так в релизе: из 58 тонн ДТ якобы получается 154 тонны CO2 - ред.).
По данным официального релиза Daimler Truck средний расход водорода грузовиками на топливных элементах составил от 5,6 кг/100 км до 8 кг/100 км в зависимости от варианта использования при средней полной массе автомобиля от 16 до 34 тонн. Было осуществлено 285 дозаправок общим объемом около 15 тонн жидкого водорода (стандарт sLH2) в Вёрте-на-Рейне (Южная Германия) и Дуйсбурге (Западная Германия).
Машины очень понравились потенциальным клиентам, в том числе благодаря большому запасу хода на одной заправке (1000 км и более) и короткому времени дозаправки (10–15 минут). За скобками новости оставим информацию, что конкурент Daimler Truck из Баварии уже примерно достиг таких же результатов на электотягаче с использованием мегаваттной технологии зарядки, но не будем спорить...
Водители также высоко оценили динамику, плавный и комфортный ход и низкий уровень шума - все преимущества, которые Mercedes-Benz GenH2 Truck может показать как электромобиль, использующий водород в качестве источника энергии, с топливными элементами мощностью 300 кВт и аккумулятором емкостью 70 кВт⋅ч для пиковых нагрузок.
В целом, отзывы клиентов подчеркивают надежность работы и практичность грузовиков с водородными топливными элементами. Со своей стороны Daimler Truck уже начал разработку грузовиков на топливных элементах следующего поколения. Планируется собрать 100 таких грузовиков в рамках мелкосерийного производства и поставить различным заказчикам в конце 2026 и 2027 годах.
Однако строительство водородных заправочных станций идёт гораздо медленнее, чем ожидалось. В результате клиенты не смогут массово эксплуатировать водородные грузовики в ближайшие пару лет (так в релизе - ред.). Поэтому масштабная индустриализация топливных элементов и серийное производство грузовиков на водородном топливе с упором на Европу запланированы лишь на начало 2030-х годов.
Наш комментарий:
■ Цитата из релиза: «Серьёзной проблемой на пути к серийному производству грузовиков на топливных элементах остаётся отсутствие разветвлённой сети водородных заправочных станций, особенно для жидкого водорода. К 2030 году необходимо расширить сеть водородных заправочных станций по всей Европе до 2000, чтобы обеспечить массовое внедрение грузовиков на топливных элементах». Пока же, судя по Google-картам в Германии лишь полтора десятка водородных заправочных станций, на сколько из них может заехать автопоезд без расцепки источник не уточняет. Мы публикуем карту работы Mercedes-Benz GenH2 в рамках опытной эксплуатации и обратите внимание - по сути грузовики работали между двумя заправками...
■ Глобальной проблемой на самом деле является производство водорода. Действительно сегодня известны четыре базовых технологии, но только «зеленый водород», произведенный с использованием возобновляемых источников электроэнергии считается экологически чистым... В иных случаях, например, при переработке природного газа, имеют место быть вредные выбросы, в т.ч. это углекислый газ. Вопрос где в Европе найти место для множества новых гелио- и ветровых электростанций для нас остается открытым...
■ Для производства водорода нужная пресная деминерализованная вода. А по данным ООН, глобальная водная нагрузка - то есть доля воды, изымаемой для промышленного, сельскохозяйственного или бытового использования относительно имеющихся ресурсов - в 2020 году составляла 28,2%. И уже в 2022 году 2,4 миллиарда жителей Земли (30%) проживали в районах, подверженных экстремальному водному стрессу. Даже европейские государства, такие как Португалия, Испания и Италия, тоже находятся под упомянутым, причем по прогнозам ситуация в Испании к 2050 году значительно ухудшится. Для Франции и Польши эксперты прогнозируют средний или высокий уровень водного стресса: там уже сегодня используется более 40% доступных водных ресурсов...